Материальная и духовная депривация как факторы религиозной конверсии (на примере западного буддизма



Исаева В.Б., Дивисенко К.С.
Материальная и духовная депривация как факторы религиозной конверсии (на примере западного буддизма // Вестник антропологии. 2021. № 3. С. 244–260. DOI: 10.33876/2311-0546/2021-3/244-260
ISSN 2311-0546
DOI 10.33876/2311-0546/2021-3/244-260
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46821974

Размещена на сайте: 05.11.21

Текст статьи на сайте журнала URL: https://journals.iea.ras.ru/vestantrop/article/view/687/840 (дата обращения 05.11.2021)


Моя книжная полка

Ссылка при цитировании:

Исаева В.Б., Дивисенко К.С. Материальная и духовная депривация как факторы религиозной конверсии (на примере западного буддизма // Вестник антропологии. 2021. № 3. С. 244–260. DOI: 10.33876/2311-0546/2021-3/244-260
Isaeva V.B., Divisenko K.S. Material and Spiritual Deprivation as Factors of Religious Conversion (Western Buddhism Example). Herald of Anthropology (Vestnik Antropologii). 2021. No. 3. Pp. 244–260. DOI: 10.33876/2311-0546/2021-3/244-260

Аннотация

Статья посвящена исследованию роли факторов материальной и духовной депривации в процессе религиозной конверсии на примере обращения в западный буддизм. Постановка вопроса о значимости депривационных процессов для формирования религиозности осуществляется в рамках дискуссий о взаимосвязи депривации и религиозности, текущих дебатов о методологии исследования религиозной конверсии, а также проблематики изучения причин принятия буддизма в новых для него социокультурных ареалах. Объектом исследования выступают биографии последователей буддизма Алмазного пути, одного из наиболее распространенных в России направлений западного буддизма - варианта тибетского буддизма, ориентированного на потребности западноевропейской аудитории. В качестве методологического инструментария используется подход нарративного анализа Ф. Шютце, адаптированный к задачам исследования. В статье представлены результаты анализа материалов биографических интервью с российскими последователями буддийских общин, проведенных в рамках полевого исследования в 2018-2019 году в Санкт-Петербурге, Архангельске, Северодвинске и Москве. Анализ интервью показал, что непременным условием конверсии, кроме переживания структурных и культурных лишений, является изначальная предрасположенность, интерес к буддизму. Различение в теоретической модели материальной и духовной депривации и обуславливаемых ими двух типов интеграции в буддийскую общину, инструментального и неинструментального, позволило на эмпирическом материале реконструировать феноменологию этих типов во взаимосвязи с переживаемыми лишениями. Обнаружено, что «инструментальность» (ориентация на материальные ресурсы общины) проявляется не только на этапе активного вхождения в общину, но и сохраняется в дальнейшем как «профессионализация» в буддизме. «Неинструментальность» связана со стремлением переопределить мировоззренческие основы, чтобы совладать с жизненными трудностями, решив экзистенциальные вопросы, и, в конечном счете, восстановить субъективное благополучие.

Ключевые слова:

материальная депривация духовная депривация инструментальность неинструментальность социальное исключение религиозная конверсия западный буддизм material deprivation spiritual deprivation instrumentality non-instrumentality social exclusion religious conversion western buddhism

Рубрики:

Социология религии



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии. Всего [0]: