Журнал: Социологическая наука и социальная практика

Ростовская Т. К., Золотарева О. А.
Профессиональный стандарт «демограф» как ключевой механизм управления развитием кадрового потенциала в области народосбережения

DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2022.10.1.8865

Ростовская Тамара Керимовна
Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
доктор социологических наук, профессор,  заместитель директора по научной работе
Золотарева Ольга Анатольевна
Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Ростовская Т. К., Золотарева О. А. Профессиональный стандарт «демограф» как ключевой механизм управления развитием кадрового потенциала в области народосбережения // Социологическая наука и социальная практика. 2022. Том. 10. № 1. С. 128-142.
DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2022.10.1.8865

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ

Аннотация:

В статье обоснована полезность разработки и принятия профессионального стандарта «Демограф» в аспекте его значимости для научно-методологического, экспертно- аналитического обеспечения разработки и реализации приоритетных национальных проектов и программ в области демографического и социально-экономического развития России. Цель статьи – раскрыть направления и механизмы процесса разработки и применения профессионального стандарта «Демограф». Реализованный контент-анализ утверждённых/действующих регламентов и документов выявил вакуум в области подготовки специалистов-демографов, что определяется отсутствием соответствующих стандартов – как профессионального, так и образовательного. Обобщение, анализ и синтез фундаментальных знаний о предметной области дали веские основания полагать, что в современных условиях обострения демографических угроз национальной безопасности страны крайне необходима подготовка профессиональных кадров – демографов, владеющих специализированными демографическими технологиями и способных научно разрабатывать эффективные меры в области обеспечения демографической безопасности. Фактологический и структурно-функциональный анализ, системный подход к выявлению специфики демографии как науки и практической деятельности позволили более предметно представить концептуальные основы формирования новой модели кадрового потенциала в области демографического развития, народосбережения, в основе которой лежит профессиональный стандарт «Демограф». В январе 2021 г. в инициативном порядке ИДИ ФНИСЦ РАН и Научным советом «Демографические и миграционные проблемы России» был запущен процесс разработки профессионального стандарта «Демограф» и сформирована рабочая группа[1]. Представленный механизм разработки проекта профессионального стандарта «Демограф» включает современное состояние исследований по данной проблеме; анализ существующей демографической ситуации, информацию о перспективах развития вида профессиональной деятельности демографа; обсуждение замечаний и предложений, поступивших от экспертного сообщества в процессе общественного обсуждения в профессиональной среде; доработку проекта профессионального стандарта с учётом замечаний Совета по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения. [1] Приказ ИДИ ФНИСЦ РАН от 27 января 2021 г. № 5-о.д «Об утверждении состава рабочей группы по разработке профессионального стандарта «Демограф». Председатель рабочей группы – С. В. Рязанцев, чл.-корр. РАН; зам. председателя – Т. К. Ростовская, д-р социол. наук, профессор; ответственный секретарь – О. А. Золотарёва, канд. экон. наук, доцент.

Литература:

    style='list-style-type: none;'>
  • 1. Волошина И. А. Профессиональные стандарты – инструмент обеспечения качества персонала // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2017. № 4. С. 1–8.
  • 2. Зайцева О. М. Цифровые компетенции в профессиональных стандартах машиностроительной отрасли / О. М. Зайцева, О. В. Спиридонов // Социально-трудовые исследования. 2019. № 3. С. 112–120.
  • 3. Королева Н. Н. Разработка профессиональных стандартов руководителя и научного руководителя научной организации / Н. Н. Королева, Е. В. Шляховая // Управление наукой и наукометрия. 2021. Т. 16, № 1. С. 47–78. DOI: https://doi.org/10.33873/2686-6706.2021.16-1.47-78.
  • 4. Красношлыкова О. Г. О путях преодоления рассогласований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и профессионального стандарта педагога / О. Г. Красношлыкова, Г. Т. Васильчук // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 1. С. 47–52.
  • 5. Переслегин С. Б. VI технологический уклад: пространство возможностей // Экономические стратегии. 2019. № 3. С. 24–33.
  • 6. Ростовская Т. К. Профессиональный стандарт «демограф» как фактор формирования новой модели кадрового потенциала / Т. К. Ростовская, О. А. Золотарёва // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9, № 2. С. 82–95. DOI: 10.19181/snsp.2021.9.2.8106.
  • 7. Сизикова В. В. Моделирование профессиональных стандартов специалистов социальной сферы как основа преобразования социальной практики / В. В. Сизикова, О. А. Аникеева // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10, № 8. С. 105–119. DOI: https://doi.org/10.22412/1995-042X-10-8-12.
  • 8. Спиридонов О. В. Учёт цифровых технологий в профессиональных стандартах. URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/upload/medialibrary/ff9/12.11.2020.pdf (дата обращения: 26.12.2021).
  • 9. Статистический анализ и моделирование демографических угроз Российской Федерации / А. Н. Боков [и др.]. М. : Русайнс, 2016. 184 с.
  • 10. Хеннер Е. К. Профессиональные знания и профессиональные компетенции в высшем образовании // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 2. С. 9–31. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-2-9-31.
  • 11. Царегородцев Ю. Н. Образование как основа формирования человеческого потенциала и человеческого капитала / Ю. Н. Царегородцев, О. Э. Башина, М. В. Карманов // Социальная политика и социальное партнерство. 2019. № 1. С. 12–20.
  • 12. Чурилова Э. Ю. Современные проблемы преподавания дисциплины «статистика» в высшей школе / Э. Ю. Чурилова, В. Н. Салин // Современное педагогическое образование. 2018. № 2. С. 114–116.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2022. Том. 10. № 1.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии. Всего [0]: